Отгремел праздник Великой Победы, 74 года минуло с той радостной даты, но до сих пор поисковые отряды по всей стране и за рубежом ведут свою работу, восстанавливая места захоронений и имена павших героев той войны.
КАЗАКИ-ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ
Моя бабушка Харитина Миновна Титоренко (1905 г.р.) вела хозяйство с душою, всё успевала: и скотину накормить, и в огороде прополоть-окучить, ягоду собрать да варенье наварить. Будучи школьницей, я часто прибегала в гости к ней и дедушке — чаю с вареньем попить да послушать рассказы про их молодость и жизнь. В углу над столом — прикрытая тюлем иконка да портрет молодого чубатого парня с орденом Красной Звезды на груди — их сына (моего родного дяди), погибшего на войне.
Жили мы на хуторе, который позже переименовали в поселок Железнодорожный (г. Артем). Рядом — железная дорога и шахта 6-6 бис (до школы №18, аттестат об окончании которой я имею, пять километров).
Дед, Федор Николаевич Титоренко, всегда степенный, подтянутый, с усищами под Буденного, с чубом с проседью и неизбежным атрибутом — фуражкой с околышком. Когда-то его, ещё пацаном, родители привезли на Дальний Восток на телеге через всю Россию. Видимо, это была первая волна переселенцев (1882-1891гг.) по программе правительства Российской империи в целях заселения и освоения земель Амурской и Приморской областей Восточной Сибири. Первыми жителями новых земель, как это часто бывало в русской истории, были казаки.
— Деда, а зачем и для кого над дверным косяком висит нагайка? — спросила я однажды.
— Це как для кого, знамо — для Харитины, чтоб не забывала, кто в хате хозяин, — хитровато заявил дед, смеющимися глазами глядя на бабушку.
Будучи молодым казаком-красавцем, участником боев с японскими интервентами, однажды в селе Кневичи увидел гарную дивчину. Сидя верхом на коне, поймал ее за косу и не отпускал, пока Харитина не созналась, чья она дочь и где живет. «Жди сватов!» — услышала она вслед голос веселого, бравого парня.
Так они и познакомились, после сыграли свадьбу и вместе со своими казаками-товарищами нашли место, где и срубили избы и обосновали хутор. Так и повелось на долгие годы — всем хутором и свадьбы гуляли, и именины, и похороны. В одной хате на печи капусту тушили, в другой вареники стряпали, в третьей блины пекли, а потом на улице длинные столы в ряд, лавки и песни под гармонь про Дон, про степь, про судьбу-судьбинушку, да так пронзительно, душевно и протяжно, что слушал бы и слушал без устали.
Весной хутор утопал в цветущих садах вишен, яблонь, груш, слив и сирени. А осенью стоял пьянящий запах варенья. Оно варилось на печи, сложенной во дворе у каждого дома, по запаху можно было узнать, что за ягода варится.
В 1940-м казаки, повесив свои нагайки на стену в хате, давно занимались мирным трудом: пахали, сеяли. Многие работали на шахте 6-6 бис проходчиками, электриками, рабочими на лесоскладе, водителями. У бабушки с дедом к тому времени было шестеро детей: Василий (1921 г.р.), Нина (моя мама, 1928 г.р.), Сережа, Николай, Зина и Алеша.
ВСТАВАЙ, СТРАНА ОГРОМНАЯ!
Все бы ничего, но началась война.
Василий в 1940 году уже был призван в армию, но успел окончить вечернее отделение Артемовского горного техникума, после работы каждый день для этого отматывал пешком 6 км (в один конец), дабы получить образование.
Тогда почти с каждого двора (40 хат) ушли на фронт мужчины, если не отцы, так их сыновья, братья.
После года службы в армии Василий также был направлен на фронт. Оттуда гвардии младший лейтенант Василий Федорович Титоренко твердой рукой танкиста писал домой письма с уверенностью в победе. Осенью отцу с матерью прислал свою фотографию, где на груди красовались медаль «За отвагу» и орден Красной Звезды. А в мае 1944 года на него пришла похоронка, в которой сообщалось, что Василий Фёдорович Титоренко захоронен в братской могиле на территории Румынии.
Родные не знали, как и где погиб их и Отчизны верный сын. И вот, благодаря недавно созданной в РФ электронной обобщенной базе «Память народа», содержащей архивные документы о погибших и пропавших без вести военнослужащих в период ВОВ, в феврале нынешнего года удалось получить информацию из Российского посольства в Румынии. В письме говорилось: «Командир орудия СУ-57 разведывательной роты 2 гвардейской мотострелковой бригады гвардии младший лейтенант Титоренко В.Ф., 1921 года рождения, героически погиб 05.05.1944 года и был захоронен в братской могиле у села Тодирешти уезда Яссы, Румыния. За последний бой гвардии младший лейтенант Титоренко В.Ф. был награжден орденом Отечественной войны 2 степени (посмертно).
В настоящее время братская могила советских воинов в селе Тодирешть отсутствует, так как в послевоенный период на территории Румынии прошло несколько этапов централизации и укрупнения советских воинских захоронений, в ходе которых производились перезахоронения погибших советских воинов. Перезахоронения осуществлялись силами местных органов власти и дислоцированных в Румынии советских войск на ближайшие советские воинские захоронения. Ближайшим существующим советским захоронением является воинское кладбище (далее — РВЗ) в селе Строешть (на расстоянии 2 км восточнее села Тодирешть). Гвардии младший лейтенант Титоренко В.Ф. вместе с семнадцатью советскими воинами, первично похороненными в братской могиле у села Тодирешти, были перезахоронены в братской могиле на воинском кладбище в селе Строешть.
В настоящее время воинское кладбище в селе Строешть представляет собой российское (советское) воинское захоронение, на котором в 109 индивидуальных и 2 братских могилах захоронено 905 советских воинов. Фамилии и имена их установлены и известны.
Данные Титоренко В.Ф.: воинское звание, год рождения, дата смерти, Ф.И.О. включены в список для дальнейшего увековечения его памяти на мемориальной плите в ходе выполнения плановых ремонтно-восстановительных работ на РВЗ в селе Строешть. …..».
Из наградного листа:
«Гвардии младший лейтенант Титоренко Василий Федорович, 05 мая 1944 года, район Редеу Румыния, из орудия СУ-57 прямой наводкой подбил и сжег самоходную артиллерийскую установку противника «Фердинанд». Огнем расчета своего орудия отбил контратаку противника, вследствие чего батальоны заняли выгодные рубежи. В ожесточенном бою против немецко-фашистских захватчиков погиб смертью храбрых отважный командир орудия СУ-57…»
В Артеме, на мемориале воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, у Вечного огня, наряду с другими именами погибших артемовцев есть и имена хуторян: троих братьев Марченко и Василия Федоровича Титоренко.
Так шли к ПОБЕДЕ славные сыны Отечества, простые парни, любящие жизнь, наши родные и близкие.
Галина ЧАЮН (Усатова).
Дата публикации материала: 24.05.2019
Хлеб — всему голова
Категория:
Сделано в Артеме, Статьи
Родной язык – это культура народа
Категория:
Общество, Статьи
Два дома — два образа жизни, или О том, как 80-летняя активистка свой МКД преобразила
Категория:
Благоустройство, ЖКХ, Статьи
День большого приключения
Категория:
Общество, Статьи
Трава на стадионах зеленеет
Категория:
Статьи, Физкультпривет
Выплата должна быть!
Категория:
Бизнес, Статьи