Судя по историческим справочникам, китайские и корейские старатели не один век мыли рассыпное золото на приморских реках. Пытаясь обжиться в новых краях, они нашли бутовый камень, глину и каменный уголь, строили и обогревали ими жилища. С приходом в середине 19-го века на эту территорию подданных российской империи, а после советской власти в Приморье начался повсеместный поиск полезных ископаемых для развития и укрепления восточной окраины нового государства.
В 1929 году на артёмовском руднике была создана Артёмовская геологоразведочная экспедиция объединения «Приморгеология» для поиска угольных месторождений. За семьдесят семь лет своего существования она неоднократно реорганизовывалась и занималась поиском не только каменного угля, но и других полезных ископаемых по всему краю.
В преддверии Дня геолога, который отмечается 5 апреля, я встретился с Павлом Николаевичем Тыркаловым, вся трудовая биография которого связана с Артёмовской геологоразведочной экспедицией.
— В 1982 году, после окончания Донецкого политехнического института, я оказался в Приморье, — рассказывает он. — После украинской степи тайга и море мне показались раем. Я был очарован природой, и это чувство живо до сих пор. На предприятии мне сразу предложили руководящую должность начального звена, но, чтобы набраться опыта, я пошёл работать помощником бурильщика. Выезжали на задание в любое время года и в любое место. Вместе с оборудованием брали всё необходимое для автономного проживания в любой местности. Дорог, понятное дело, не было. У нас были проходимые машины, если требовалось, пригоняли бульдозер. В грязь, по пояс в снегу, через бурелом прокладывали себе путь, убирая упавшие деревья, откапывая снег и крепя лесной грунт.
Работу геологов, строителей, энергетиков, создающих в диких местах, на месторождениях полезных ископаемых посёлки и города, нельзя назвать романтичной. Каждый человек, ступивший на путь первооткрывателя, кроме профессионализма, должен иметь максимальный уровень оптимизма, чтобы без привычных удобств, в сырости, холоде и грязи выполнять свою работу.
— Мы работали по заданию геологов, — говорит Павел Николаевич. — Они делали съёмку местности и разведку ископаемых. Мы выезжали с буровой установкой на место и под контролем геолога бурили скважины. По образцам породы, которую мы доставали в кернах, геологи визуально, а чаще лабораторными исследованиями определяли необходимость разработки этой территории.
Поколениями геологов в Приморском крае, кроме угольных залежей, найдены и разрабатываются месторождения оловянной руды и полиметаллических руд, содержащих цинк, свинец, медь, серебро, висмут, редкоземельные металлы. В Красноармейском и Пожарском районах края имеется несколько месторождений вольфрамовых руд, в которых, кроме вольфрама, содержится медь, серебро, золото, висмут и другие ценные металлы. Также в крае разрабатываются два месторождения графита и большое количество мест добычи строительных материалов – известняка, бутового камня, гранита, глины, песка.
— На разведанных экспедицией запасах сырья работали и работают многие крупные предприятия края, — рассказывает Павел Николаевич. — Это все угольные шахты, Ярославский горно-обогатительный комбинат, цементный завод Спасска, Липовецкий керамический комбинат, заводы ЖБИ Владивостока, Артёма, Уссурийска, Арсеньева, Спасска, предприятия по добыче и продаже бутилированной минеральной воды, карьерных строительных материалов. Также «Пушкинская депрессия», обеспечивающая водой Владивосток, Артём и Надеждинский район; вольфрамовые месторождения предприятий ОАО «Приморский ГОК» и ОАО ГРК «АИР» в посёлке Восток-2.
Все крупные строительные проекты, особенно показательными в этом отношении являются объекты саммита АТЭС-2012, осуществлены с использованием местных строительных материалов. Это сказалось на уменьшении стоимости работ и сроков их исполнения. Принцип экономии и существования региона на собственных ресурсах является главным в экономике любого цивилизованного государства. И без работы геологов богатство и возможности территории оценить сложно.
— Недра земли в Артёмовском городском округе не богаты ресурсами, — продолжает Павел Тыркалов. — Тем не менее, не исчерпан запас угля в закрытых шахтах. Вода, глина, торф, речные пески и гравий, скальные породы – это все есть у нас. И это тоже результат поисков первых геологов.
Павел Николаевич прошёл все технические должности до главного инженера экспедиции, несколько лет был её директором. У него двенадцать с половиной лет полевого стажа вдали от дома и семьи. Он благодарен всем коллегам, особенно тем, кто стали для него учителями и товарищами, научили ремеслу и утвердили его в выбранном пути. Это Иван Николаевич Свининников, Валентин Васильевич Левицкий, Михаил Геннадьевич Цовбун, Владимир Егорович Осыко, Анатолий ВеденеевичТалвинский, Пётр Иванович Остащенко, Ирина Владимировна Терёшкина.
В советское время Артёмовская геологоразведочная экспедиция объединения «Приморгеология» была мощным предприятием, имевшим в своей структуре, кроме геологов и буровиков, лаборатории, механические мастерские, транспортные и строительные подразделения. Более пятисот человек трудились на нём в разных должностях. Только геологов в середине 80-х годов было 175 человек. 80 буровиков работали в одиннадцати буровых бригадах. Это был масштаб.
Скважины в Востоке-2, пробуренные в 2006 году, были последними работами буровиков этой организации.
— За 2-3 года до этого приказали долго жить Рощинская и Дальнегорская экспедиции, — говорит Павел Николаевич. — Пока был развал, а после восстановление отрасли, пользовались старыми наработками. Поиск и разведка полезных ископаемых ведётся и сейчас. Но это происходит в рамках рыночных отношений. Государство регулирует всю эту деятельность. Изменились технология поисковых работ, техника для разведки, средства коммуникации и бытовые условия геологов. Сейчас существуют мелкие геологические предприятия, которые работают на заказчика, имеющего официальную лицензию. Но это не тот уровень, с которого начинал я и мои коллеги-ровесники.
Благодаря интенсивной работе геологических организаций приморскими разведчиками недр советской закалки обследовано и задокументировано перспективных месторождений на пятьдесят лет вперёд. И по их признанию, в тайге ещё много неизведанных троп, которые могут привести людей к богатству приморской земли.
Автор: Андрей Киш
Наша цель — не перекладывать ответственность
Категория:
Лица власти, Статьи
Самоизоляция – это вопрос совести
Категория:
Мой город, Статьи
Мы всегда хотели есть
Категория:
Никто не забыт, Статьи
Обучение на расстоянии
Категория:
Общество, Статьи
На горе Афон
Категория:
Мой город, Статьи