Главная » Статьи » Общество » Отстоять права детей

Отстоять права детей

Права вашего ребёнка, на ваш взгляд, нарушаются? Вы не можете добиться внятного ответа от должностных лиц? Вы не знаете, в какие инстанции обратиться, дабы защитить своё чадо? В таких случаях есть возможность спросить совета у компетентного человека. В Артёме регулярно проводит приём граждан уполномоченный при губернаторе Приморского края по правам ребёнка Анна Личковаха. Она не подменяет собой органы власти, но выявляет факты нарушения прав ребёнка с их стороны и оказывает содействие в восстановлении этих прав. В этот раз на приём записались три человека. И вопросы у всех были серьёзные. На их разъяснение у Анны Личковаха и  Артёма Мельникова, представителя краевой прокуратуры, ушло два полных часа…

 

История первая

История Оксаны очень индивидуальна. С мужем и ребёнком она приехала в Артём из Молдавии год назад по программе переселения. Их 9-летнего сына направили на обучение в среднюю школу №19. Но так как у него задержка в развитии, общую школьную программу мальчик не осваивал. После прохождения психолого-медико-педагогической комиссии ребёнка направили в коррекционный интернат, где он проводил целый день, а на ночь родители забирали его домой. Однако и коррекционная программа оказалась для ребёнка непосильной, и ему рекомендовали домашнее обучение на базе интерната, то есть индивидуальные занятия с педагогом дважды в неделю, всего — 4 часа. Теперь мама обеспокоена тем, что этих четырёх часов в неделю недостаточно для того, чтобы ребёнка чему-то обучить. Да и общения с другими детьми он теперь лишён, что негативно сказывается на его социальной адаптации. По словам Оксаны, такой график посещения учреждения был определён директором, и большее количество часов ребёнку выделить не могут. Оксана хотела бы, чтобы сын всё же оставался в интернате до вечера и не был изолирован от детей.

Кроме того, по её мнению, психиатр в Артёме при обследовании ребёнка записал неверный анамнез, что только усугубило положение дел. Якобы это было сделано из благих побуждений, чтобы упростить процедуру оформления инвалидности. Анна Викторовна посоветовала Оксане обратиться в краевой психоневрологический диспансер с целью повторного обследования ребёнка и определения объективного диагноза на основе настоящего анамнеза, установленного еще в Молдавии.

Кроме того, уполномоченный  предложила Оксане изложить свои опасения и просьбы письменно, так как, по её мнению, вопрос требует детального рассмотрения и времени. Артём Мельников помог мамочке правильно составить заявление на имя прокурора края. Кроме того Оксане посоветовали обратиться в территориальный отдел департамента труда и социального развития, проще говоря — в органы социальной защиты населения. «Там есть специалист, который обязан уделить вам время, — сказала она, — и объяснить, какой пакет документов вам необходимо собрать для оформления тех или иных пособий на ребёнка. Дети иностранных граждан в нашей стране так же находятся под защитой государства, как и дети граждан Российской Федерации».

Артём Мельников еще пояснил, что если Оксане самой не удаётся решить вопросы с должностными лицами, она имеет право обратиться в прокуратуру города.

 

История вторая

История Светланы довольно банальна, а ситуация настолько распространена, что каждая вторая женщина может воспринимать её как собственную. Бывший муж — алиментщик-уклонист. Суть вопроса, с которым пришла Светлана, состоит в невозможности добиться от судебного пристава исполнения своих прямых обязанностей.  То есть должника никто не ищет и выполнения от него обязательств по алиментам никто не требует. Продолжается это уже на протяжении двух лет. Женщина приходила к  старшему судебному приставу с жалобой, но ситуация не меняется и поныне.

Артём Мельников посоветовал написать жалобу на имя руководителя Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю. Анна Личковаха добавила, что если и после этого не будет подвижек, надо обращаться в Москву. Второй способ обжалования бездействия пристава — обращение в прокуратуру. Можно это сделать одновременно. Если и с проверкой местной прокуратуры она будет не согласна,  следует написать заявление в прокуратуру края. При этом лучше приложить к заявлению копии всех письменных ответов, полученных в нижестоящих инстанциях.  Есть и третий способ — обращение в суд. И тогда уже по решению суда пристав должен выполнить свои обязанности.

 

История третья

А эта история настолько абсурдна и явно несправедлива, что Андрей Малахов мог бы сделать её темой своей телепрограммы «Пусть говорят».

На приём пришла Ирина Александровна, бабушка двоих внуков. Она явно изо всех сил сдерживалась, чтобы не разрыдаться. Суть в следующем: её дочь Светлана расторгла брак с неуравновешенным мужем, назовём его Сергей, который не раз поднимал на неё руку и насилие проявлял жестоко и безжалостно. Решением суда бывший муж должен выплачивать алименты, а проживание детей определено с матерью. Но с мая муж удерживает сына Никиту у себя, не позволяя ему видеться ни с мамой, ни с бабушкой.  А две недели назад он и маленькую дочку забрал из сада, сказав, что больше она туда ходить не будет. Никита состоит на учёте у невролога и должен регулярно посещать занятия логопеда, что он и делал в детском саду. Но отец перевёл его в другой сад, где логопед отсутствует. Что происходит с детьми, где они находятся, мама и бабушка не знают и добиться от бывшего члена семьи ничего не могут, кроме угроз, которые он регулярно отправляет Светлане на телефон.

По закону отец имеет равные с матерью права на детей. Но здесь просматривается явное игнорирование решения суда, где чёрным по белому написано, что дети должны проживать с матерью. Алименты бывший супруг тоже не платит, долг исчисляется уже сотнями тысяч, а приставы ничего не могут сделать, так как каждый раз натыкаются на закрытый глухой забор, и им просто не открывают дверь.

Светлана и Ирина Александровна уже долгое время находятся в состоянии стресса, переживая за детей и испытывая страх от угроз. А с Сергея, как с гуся вода.

Странная ситуация сложилась и в детском саду, куда отец перевёл детей, якобы временно, но оказалось — постоянно. Там бабушке не отдавали внуков, так как отец запретил, а идти на конфликт с социально опасным гражданином работники детсада не решаются. В дошкольных учреждениях существует правило, когда родители пишут заявление, где указывают тех лиц, которые могут забрать ребёнка из сада, если родители заняты. Так как Светлана имеет посменную работу, она решила написать такое заявление, где указала бабушку. Однако заведующая отказалась принять его, мотивируя тем, что «договор подписывала с отцом детей». А как же права матери?

В общем, чем дальше в лес, тем больше дров. Со слов Ирины Александровны, бывший зять старается всеми возможными способами отомстить её дочери за развод, используя в своих целях детей, чтобы сделать ей больнее. Кто-то скажет, что это могут быть домыслы бабушки. Могут. Но, глядя на бабушку, из последних сил держащую себя в руках, и слыша телефонную запись угроз в её адрес и в адрес её дочери, подозревать женщину в домыслах просто невозможно.

Всё это Ирина Александровна рассказала, пока Светлана добиралась с работы. И вот она тоже сидит напротив уполномоченного и сотрудника прокуратуры и подтверждает каждое слово матери. «Он творит, что хочет, —  сетуют женщины, — а мы не можем ничего добиться. Мы хотим вернуть детей».

Что касается невыплаты алиментов, то порядок обжалования действий-бездействий приставов тот же, что и в случае со Светланой из второй истории. Он одинаков для всех и во всех случаях.

А вот возвращение детей матери — вопрос более сложный. Светлана приезжала к дому свёкра, где, как ей известно, проживает бывший муж. Свёкор сказал ей, что больше он здесь не проживает и где находится — неизвестно. Приставы, в свою очередь, пояснили, что должно пройти два месяца с момента вступления в силу решения суда, но, тем не менее, ворота взламывать они не имеют права, а изымать детей могут только из детского сада. Но в сад их в последнее время отец водить перестал. Получается замкнутый круг.

Анна Личковаха посоветовала ей подать заявление о розыске детей в полицию, ведь связь с ними прервана, и где дети находятся, мать не знает.

Светлана так и поступила. Сразу после разговора с уполномоченным она пошла в полицию. По указанному адресу был направлен патруль, но полицейские в доме свёкра действительно никого не обнаружили: ни отца детей, ни их самих.

А тем временем Сергей подал в суд встречный иск на пересмотр места проживания детей и на лишение Светланы родительских прав. Поступок, мягко говоря, странный, а по большому счёту просто неадекватный. Для того, чтобы лишить мать родительских прав, нужны очень веские основания, которых в данном случае просто не существует. Человек явно желает испортить жизнь бывшей жене, не считаясь с интересами детей. Невольно возникает подозрение в его психическом нездоровье.

И самое страшное то, что когда дети всё же вернутся под материнское крыло, начнут снова посещать детский сад, получать нормальное развитие и материнскую любовь, не факт, что Сергей на этом успокоится и не предпримет очередную попытку отобрать детей. И тогда всё начнётся по новой…

Автор: Валентина Серебрякова
Дата публикации материала: 23.12.2016

Категории статей

Архив номеров (.pdf)


Прогноз погоды

Полезные ссылки