Почему люди верят в Бога, ходят на богослужения в храмы? На эти вопросы нет однозначного ответа. У каждого человека своя дорога и причина – индивидуальна. Ясно одно, что Бог живёт в каждом из нас, и своими поступками мы пробуждаем или гасим веру в него, приходим к нему или остаёмся атеистами. Важно то, что рядом есть храм, в котором каждый может уединиться от суеты и подумать, попросить и поблагодарить, сказать сокровенное или поделиться радостью с такими же верующими в высшую духовную силу.
С мыслями о Боге и хлебе обживался первопоселенцами Приморский край. Без духовной и физической поддержки преодолеть трудности освоения дикой природы было не под силу. Потому и собирались люди сначала в обычных домах, молитвами предков просили у Бога благословления и помощи.
ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ
При основании Владивостока одним из первых его строений стала небольшая деревянная Успенская церковь на берегу бухты «Золотой рог». Она была освящена и открыта для служения в 1862 году и находилась в районе нынешнего памятника морякам торгового флота, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Спустя три года она была разобрана из-за активного гниения и перенесена дальше от моря. Она простояла до 1890 года, после была снова разобрана и перенесена в казармы сухопутных войск на 2-й Речке. Каменный Успенский собор построили в 1889 году, в 1938 году он был разрушен большевиками и в 2006 году восстановлен.
Активное строительство храмов в Приморье началось в первые годы прошлого века, когда во Владивостокскую епархию приехал ее первый архиерей — епископ Евсевий (Никольский).
До 1917 года в крае насчитывалось около 150 православных церквей, из которых одна треть была во Владивостоке. Жители сельских поселений не менее горожан нуждались в духовной поддержке. Они строились на пожертвования прихожан разных сословий и церковнослужителей, как правило, методом общинной стройки. Никольско-Уссурийский храм в Уссурийске был построен в 1901 году, церковь Казанской иконы Божией Матери в посёлке Комаровка была открыта в 1898 году, церковь во имя святого Андрея Первозванного построена в селе Хвалынка в 1900 году, церковь Святой Троицы в селе Галёнки — в 1901 году, церковь во имя великомученицы Варвары, равноапостольной Марии Магдалины и святой Евдокии в селе Маргаритово — в 1905 году, в селе Турий Рог церковь в честь святителя и чудотворца Николая Мирликийского освящена в 1904 году. Казаками на станции Донская (село Донское) в 1898 году построена церковь в честь иконы Донской Божьей Матери, в 1902 году на станции Полтавской (село Полтавка) открылась Сретенская церковь. Что касается территории АГО, то до революции принимали прихожан церкви — Святого мученика Евсевия в Кневичах и Свято-Николаевская в Кролевцах.
Это не весь перечень церквей, построенных православными христианами в Приморье в начале прошлого века. Большинство храмов, построенных до революции, было разрушено во время советской власти. Единичные строения сейчас восстановлены и действуют, некоторые сохранились в ином назначении или полуразрушены.
Новое время переосмысления своей истории стало толчком для восстановления и строительства храмов, так как у людей не исчезла необходимость духовного общения и веры во всепомогающую силу.
В настоящее время на территории Приморского края находится 174 действующих храма, не считая монастырей и часовен, молитвенных домов и комнат.
МЕЧЕТИ
Первые мусульмане появились в Приморье в конце 19-го века в составе регулярных воинских частей Российской империи. До революции во Владивостоке действовали два мусульманских молитвенных дома — на улице Фонтанная и Океанском проспекте. В 1916 году просьба мусульманской татаро-башкирской общины на выделение земли для строительства мечети была удовлетворена губернатором, но оно не началось из-за известных политических событий тех лет.
На возрождение мусульманской веры в Приморье повлияла перестройка и последующая эмиграция граждан из азиатских республик бывшего СССР. В 1992 году во Владивостоке была создана Приморская краевая мусульманская религиозная организация «Ислам», в 1995 году мусульманские общины появились в Уссурийске и Находке, через три года в Артёме и Партизанске, ещё через два года в Спасске-Дальнем и Лесозаводске. В этих городах есть только молитвенные дома, в которых мусульмане могут совершать религиозные обряды.
В Приморском крае действует единственная мечеть в Находке, построенная в 2006 году. О строительстве Казанской мечети во Владивостоке объявлено в начале этого года. О том, что это важное для всех мусульман событие, на закладке камня говорил председатель религиозной организации мусульман «Ислам» в городе Артёме Рамиль Кильмухаметов, курирующий этот проект.
— Строительство мечети очень важно для мусульман Владивостока и Приморского края, потому что появится новый объект, который сможет больше познакомить любого человека с исламом. Имеющиеся во Владивостоке помещения не очень удовлетворяют всем требованиям, нуждам и канонам мусульман. Россия — многонациональная и многокультурная страна, и мусульмане совместно с представителями других религий осваивали земли страны и внесли в это большой вклад.
СИНАГОГИ
До революции 1917 года российские евреи, живущие вне разрешённых правительством территорий (редакция: Владивосток как раз тот случай), имели право содержать молитвенные помещения только в арендуемой недвижимости, без права собственности. В 1911 году еврейская община Владивостока, насчитывавшая около 160 мужчин, арендовала молитвенное помещение в доме 19 на улице Комаровской (ныне улица Прапорщика Комарова, 5).
Построить и передать в дар еврейской общине синагогу предложил Лейба Шиманович Скидельский — один из крупнейших промышленников и меценатов Южно-Уссурийского края.
5 октября 1916 года рядом с прежним молитвенным помещением состоялась закладка синагоги Владивостокской еврейской общины. Строительство велось на частные пожертвования, наибольший вклад сделал сам Лейба Шиманович. В то время антисемитских настроений российские евреи зачастую сначала согласовывали строительство «личного особняка», а потом испрашивали разрешение на якобы приспособление готового дома под молельню. Но в 1917 году иудейское вероисповедание было легализовано, евреи восстановлены в правах, и построенная синагога официально стала собственностью общины.
В конце 1932 года синагога была закрыта властями, а еврейская община упразднена. После этого в здании были клуб, магазин, его перепланировывали, к нему пристраивались.
8 сентября 2004 года губернатор Приморского края Сергей Дарькин вручил главному раввину России Берлу Лазару, представлявшему Федерацию еврейских общин России, документы на право бессрочного и безвозмездного пользования старым зданием. В свою очередь, Федерация передала здание в бессрочное и безвозмездное пользование местной еврейской религиозно-культурной общине Владивостока.
В 2014 году в синагоге начался капитальный ремонт. Главным спонсором её восстановления стал российский банкир Владимир Коган, он же — глава попечительского совета Владивостокской еврейской общины.
Церемония открытия обновлённой синагоги состоялась 18 декабря 2015 года. Она стала называться «Бейт Сима» — в честь Серафимы Коган, матери Владимира Когана.
Единственная синагога Приморского края «Бейт Сима» является центром религиозной жизни еврейской общины Владивостока. Она — старейшая из действующих на Дальнем Востоке России и с 1996 года признана памятником архитектуры краевого значения.
КОСТЁЛЫ
В 1885 году по ходатайству курата римско-католической церкви Приамурского края ксендза Радзишевского Дума Владивостока постановила отвести в ведение римско-католической церкви на сооружение римско-католической часовни и помещения притча землю в районе улицы 3-й Портовой. В те времена среди жителей города было достаточно католиков из числа поляков, белорусов и украинцев. Три года спустя началось строительство деревянного костёла.
Он был открыт в 1889 году, но через три года сгорел. В том же 1902 году было построено новое деревянное здание.
Закладка и освящение строительства уже каменного костёла по проекту владивостокского архитектора Владимира Плансона прошли 12 июля 1909 года. Освящение совершил прибывший для этого с Сахалина епископ Ян Цепляк. Строительство костёла завершилось к 1921 году.
7 июля 1935 года на заседании комиссии по религиозным вопросам при Приморском облисполкоме договор с группой верующих при римско-католическом костёле был расторгнут, молитвенное здание и имущество католиков конфисковано и передано для нужд созданного здесь архива.
В 1991 году архив переехал в новое помещение, а в костеле вновь был открыт католический приход. В 1996 году из Америки был привезен оргАн, который является единственным во Владивостоке.
В католическом костеле Владивостока несколько раз в год проводятся концерты хоровой и органной музыки, посетить которые могут жители города и его гости.
Все храмы открыты для посещения людьми, независимо от их вероисповедания, сомнения или неверия. Кроме приобщения к вере, храмы важны ещё и тем, что они не только дома для страждущих, но и архитектурные украшения городов и сёл, выполненные в особенном стиле, навеянном мыслями о Всевышнем.
Автор: Андрей Киш
Дорог хороших и зеленых светофоров
Категория:
Свежий ветер, Статьи
«Фрахт» Всегда в дороге, всегда в пути
Категория:
Свежий ветер, Статьи
Нормальному развитию предшествует ревизия
Категория:
Статьи, Экология
Субподрядчик, дай ответ: будем клеить или нет?
Категория:
Есть мнение, Статьи
Главный эпидемиолог Приморья: «Чем больше будет привитых, тем слабее будет «волна» COVID-19»
Категория:
Здоровье, Статьи
В далёкий край по приговору
Категория:
Статьи
Их в адские втолкнули врата…
Категория:
Статьи, Чтобы помнили
Вечно молодая
Категория:
Статьи, Твои люди, Артем
Больше знаний – легче договориться
Категория:
Благоустройство, ЖКХ, Статьи
Есть и сцена, и кулисы. И актеры, и актрисы. И, конечно же, премьера!
Категория:
Парк культуры, Статьи
Татарча диктант – пишу на татарском
Категория:
Общество, Статьи
Судьбы километровые столбы
Категория:
Статьи, Твои люди, Артем
Обручение с Золотым кольцом
Категория:
Наш вояж, Статьи
Прокуратура провела проверку по факту жестокого обращения с животным
Категория:
Общество, Статьи
За подделку и сбыт сертификата о вакцинации можно лишиться свободы
Категория:
Общество, Статьи
Здоровье каждого — цель единая
Категория:
Статьи, Физкультпривет
Математика для красоты тела
Категория:
Статьи, Физкультпривет
Мечта на низком старте (Послесловие первое)
Категория:
Парк культуры, Статьи
Тыква – символ Хэллоуина и вкусный полезный овощ
Категория:
Сделано в Артеме, Статьи