Или о том, как «тихоокеанский сберегательный» не сберёг вклады граждан.
Сколько раз мы наступаем на старые грабли! Судя по происходящему вокруг, русский человек склонен всё же верить в лучшее, доброе, вечное. История, произошедшая с Николаем Васильевичем, довольно банальна и в то же время – показательна. Мы публикуем её с его согласия. Во-первых, для того, чтобы вы были осторожнее, во-вторых — чтобы иметь представление о дальнейших действиях, если оказались в подобной ситуации…
Как хорошо всё начиналось
Началось всё пять лет назад, когда Николай Васильевич и его супруга, оба – пенсионеры, решили передать личные сбережения в Кредитный потребительский кооператив «Тихоокеанский Сберегательный», по программе «Пополняемая». Работники кооператива заверили их, что имеют лицензию на вид деятельности и входят в систему страхования вкладов. Заключили договора, которые пролонгировались ежегодно. Только вот процентная ставка, утверждённая кооперативом, каждый год снижалась. Однако все пять лет супруги регулярно получали неплохой дополнительный доход к пенсии и были довольны.
Но в мае этого года выплаты прекратились. В договоре Николая Васильевича чёрным по белому написано: «личные сбережения принимаются на срок 12 месяцев и возвращаются по окончании срока действия договора», а именно 16 июня 2018 года.
В мае вкладчик обратился в головной офис кооператива, находящийся во Владивостоке (офис в Артёме к этому времени был уже «на лопате»), и подал заявление о расторжении договора с просьбой вернуть вложенную им сумму в размере 500 тысяч рублей. Заявление приняли под роспись, записали его номер телефона и вежливо заверили, что как только появится возможность, ему сразу позвонят и всю сумму вернут.
Спустя какое-то время наш вкладчик решил больше не ждать у моря погоды и обратился с заявлениями куда только мог. Для начала – в полицию. В конце июня пришёл ответ из УМВД России по г. Владивостоку, где было сказано, что его заявление приобщено к аналогичному материалу по факту противоправных действий сотрудников потребительского кооператива «Тихоокеанский Сберегательный». Также было сказано: «В ходе работы по материалу проведена доследственная проверка, по результатам которой было принято решение о направлении материала в Следственный департамент МВД России для приобщения к уголовному делу, возбуждённому 25 августа 2017 года по признакам преступлений, предусмотренных ч.2 ст.172.2, ч.ч. 1,2 ст.210 УК РФ». Расшифруем: ч.2 ст.172.2 – организация деятельности по привлечению денежных средств в особо крупном размере; ч.ч. 1,2 ст.210 – организация преступного сообщества и участие в нём.
«Как же так? — задаётся вопросом Николай Васильевич, — уголовное дело было возбуждено почти год назад, а они продолжали работать как ни в чём
не бывало?». Вопрос резонный, но ответ прост: пока ведутся следственные мероприятия и ничья вина не доказана, прикрывать деятельность фигурантов никто не имеет права.
Николай Васильевич также обратился с заявлением в Агентство по страхованию вкладов в Москве. В начале июля получил из Центробанка длинный и обстоятельный ответ, суть которого сводится к следующему: «…деятельность кредитных кооперативов не лицензируется, а также на денежные средства членов кредитных потребительских кооперативов (КПК) действие Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ» не распространяется. КПК не являются банками и не входят в систему обязательного страхования вкладов. Законодательством РФ не предусмотрены компенсационные либо иные выплаты за счёт бюджетных средств членам КПК в случае их банкротства или ликвидации».
Неизвестно, чем закончится
Имея на руках такой «расклад», Николай Васильевич пришёл в нашу редакцию. Для того чтобы изложенная история имела определённую практическую пользу, мы обратились за комментарием к члену Общественной палаты АГО, адвокату Антону Фисенко. Для начала он озвучил информацию о том, что 08 мая 2018 г. заявление Центрального Банка РФ о признании КПК «Тихоокеанский Сберегательный» банкротом принято к производству Арбитражным судом Приморского края, а очередное судебное заседание назначено на 18 сентября.
«В ходе процедуры банкротства, — объясняет Антон Фисенко, — пострадавший вправе заявить свои требования, как кредитора, о включении его в список кредиторов. Для этого нужно обратиться в Арбитражный суд с соответствующим заявлением с приложением документов, подтверждающих членство в кооперативе. При этом госпошлина с заявителя не взимается. Суд должен это заявление рассмотреть и дать указание арбитражному управляющему о включении пострадавшего в состав кредиторов. После этого будет проходить собрание кредиторов. Но есть нюанс. Именно в течение 30 дней с момента публикации в газете «Коммерсантъ» о введении наблюдения надо подавать заявление о включении в реестр требований кредиторов тем, кто вложил деньги в эту организацию. Подлинник заявления с приложением подтверждающих документов подаётся в Арбитражный суд Приморского края, а копии по юридическому адресу КПК «Тихоокеанский Сберегательный» и временного управляющего. Крайне необходимо соблюсти сроки. Для этого нужно каждый день или хотя бы раз в неделю просматривать газету «Коммерсантъ» или её сайт, чтобы этот срок не пропустить. На сайте, кстати, есть раздел «Банкротство», где можно найти эту информацию.
После окончания этого срока начинается ещё один 15-дневный срок — для представления возражений на требование. Если возражений в указанный срок не поступит, то управляющий обязан будет включить требование в реестр. Если возражения поступят, то суд будет их рассматривать. По результатам судебного заседания будет вынесено либо определение о включении требования в реестр, либо об отказе во включении. Управляющий внесёт соответствующие записи в реестр.
После включения требования в реестр кредитор получает право на участие в собрании кредиторов.
Очерёдность удовлетворения требования кредитора зависит от того, на основании какого конкретно договора возникли отношения с кооперативом. Например, по договору передачи личных сбережений в сумме не более 700 тысяч рублей требование подлежит включению в реестр в первую очередь удовлетворения и будет удовлетворяться сразу после требований о возмещении вреда, причинённого жизни и здоровью. По иному договору с кооперативом требование будет включено в третью очередь.
Советую очерёдность удовлетворения вашего требования прописать в заявлении о включении в реестр.
При удовлетворении требований кредитора в ходе банкротства должника возникает много важных юридических нюансов. К сожалению, рассказать о них всех не хватит формата настоящего ответа, поэтому рекомендую в подобных ситуациях вовремя обратиться за профессиональной юридической помощью».
И еще, можно подать исковое заявление в суд на физическое лицо, то есть на руководителя кооператива. Для этого необходимо обратиться к следователю, ведущему уголовное дело, с заявлением о признании вас потерпевшим. Только после этого у вас возникает право на гражданский иск.
Возвращаясь к старым граблям: не хочется заканчивать на тоскливой ноте, но, как показывают многочисленные примеры, крайне редко в подобных случаях вкладчикам удаётся вернуть вложенные денежные средства. Николай Васильевич относится к случившейся жизненной практике философски и на успех надеется мало. Но именно поэтому и пришёл в редакцию…
Автор: Валентина Серебрякова
Дела, планы, возможности
Категория:
Общество, Статьи
Каждый голос будет востребован
Категория:
Общество, Статьи
Всякое обращение важно правозащитнику
Категория:
Общество, Статьи
Дело добровольное
Категория:
Общество, Статьи
Спасатель от летней скуки
Категория:
Поколение нового века, Статьи
Море, солнце и «цветная кукуруза»
Категория:
Народный промысел, Статьи
Все в наших руках
Категория:
Благоустройство, ЖКХ, Статьи
Кадры для резидентов. Проблемы и возможности
Категория:
Бизнес, Статьи